“Религиозный экстремизм”

“Религиозный экстремизм”

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила, в стремлении переустройства мира в соответствии с религиозными фундаменталисткими взглядами.

Религиозный экстремизм, это отрицание системы традиционных для общества ценностей, норм морали и права, а также агрессивная пропаганда “идей”, действующая под видом влечения к религии. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Религиозный экстремизм – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Религиозный экстремизм, это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона действующая под видом влечения к религии, зарождая и развивая безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам  лиц  или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, препятствующие  становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Признаками религиозного  экстремизма являются:

– фанатичные нетерпимость и жесткость, которые заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей;

– показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении и тенденция заставить других поступать так же;

– отказ от следования  общепризнанных норм морали и права, приоритетностей, ведущий к неуместности и несвоевременности применения тех или иных религиозных предписаний;

– грубая и резкая  манера общения с людьми, в жестком и категоричном подходе;

– идеологическое содержание в виде приверженности к крайним  религиозной и иных сферах общественной жизни;

– общественная опасность, которая выражается в причинении существенного вреда основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений либо в создании угрозы причинения такого вреда;

– деятельный характер, выражающийся, как правило, в незаконных и наносящих вред обществу способах и формах выражения протеста против установленного порядка в той или иной сфере социальных отношений.

 

Причины возникновения религиозного экстремизма

Религиозный экстремизм – явление неслучайное и имеет объективные причины появления. Понимание причин появления экстремизма должно предшествовать определение  наличия религиозного экстремизма и применению методов противодействия. Имея результат определения, определяются истинные причины возникновения религиозного экстремизма. С самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, религиозный экстремизм  является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть – в современности. Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть разные, к которым относятся:

– религиозные;

– социальные;

– экономические;

– политические;

– психологические,

– социально-экономические;

– технологические;

– информационные;

– государственная коррупция;

– социально-экономические кризисы;

– деформация политических структур;

– падение жизненного уровня значительной части населения;

– подавление властями инакомыслия и оппозиции;

– отсутствие религиозного знания;

– национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Причины возникновения религиозного экстремизма  находятся в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между внутренним миром экстремиста и окружающим обществом. Между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светской и религиозной жизнью.  Естественно, что подобные психологические внутренние  противоречия  могут привести какую-то часть молодежи к нетерпимости и агрессии.

 

 

Методы профилактики религиозного экстремизма

Противодействие  религиозному экстремизму – трудная, но выполнимая задача. Решая ее, однако, надо отдавать себе отчет, что речь идет о длительной работе.

Религия это мощное орудие и надо помнить что, религиозный фанатизм является серьёзным  препятствием в профилактики экстремистских действий.

Для решения проблемы профилактики противодействия  религиозному экстремизму, обеспечения процесса оздоровления социально-политической обстановки необходимо использовать адекватные средства психологического и идеологического воздействия на носителей подобных идей.

Непростая проблема религиозного экстремизма со всеми сопутствующими ей причинами, мотивами и стимулами требует сложного и системного подхода в решении. Комплексность решения должна быть обусловлена многообразностью кризиса, однако необходимо осознать фундаментальную суть вопроса: религиозный экстремизм есть, прежде всего, религиозный феномен, затрагивающий психологическое, социальное, экономическое и политическое измерения.

Религиозный экстремизм  является  преимущественно молодежным явлением.

Для преодоления религиозного экстремизма могут применяться самые различные формы противодействия: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозного экстремизма, но и их идейные вдохновители.

Одной из причин религиозного экстремизма является интеллектуальная слепота и невежество, которые становятся катализаторами таких явлений как шовинизм, ксенофобия, агрессивность по отношению к инакомыслию, терроризм. Поэтому противодействовать феномену экстремизма необходимо прежде всего на интеллектуальном уровне.

Противодействие экстремизму осуществляется по следующим основным направлениям:

– принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению;

– выявление и пресечение экстремизма;

– международное сотрудничество в области противодействия экстремизму.

С религиозным экстремизмом должны бороться и общество, и государство. Методы этой борьбы у них, разумеется, различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению религиозного экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан), должно противодействовать религиозно экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи, этнической и религиозной толерантности гражданского мира и межнационального согласия.

Источник: http://lib.kstu.kz:8300/tb/books/2017/SGD/Dzhalilov/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/12.htm

 

С уважением,

Муниципальный Совет

и Местная администрация ВМО поселок Репино