Курительные смеси. Мифы и реальность

Курительные смеси. Мифы и реальность

В последнее время в обществе много говорится о новом увлечении части молодежи – о так называемых спайсах или курительных смесях. Что они из себя представляют? В чем их опасность? Какие есть меры профилактики? На эти и другие вопросы отвечает заведующий 2 отделением СПб ГБУЗ «Городская наркологическая больница»
Петров Антон Дмитриевич.

Курительные смеси условно являются синтетическими аналогами алкалоидов конопли. Их формула практически идентична активному веществу марихуаны. Только слегка изменена структура молекулы. В погоне за прибылью никто не проводил клинических исследований безопасности полученного зелья. Никто не изучал, какой эффект может наступить и какие будут последствия от синтезируемого вещества. Это первое, чем опасны курительные смеси.

Тяжелые последствия «легких» наркотиков

У препаратов конопли есть свойство – при систематическом употреблении они вызывают шизофреноподобные психотические расстройства. Это не интоксикационный психоз, а длительное расстройство, которое может перейти в хроническое. Спайсы отнюдь не легкие наркотики, как думают многие, и не такие безобидные вещества, как утверждают продавцы.

Следующий момент, вызывающий эйфорию у молодежи: «Я покурил спайс, а ничего страшного не произошло. Хотя родители мне говорили, что, раз попробовав наркотик, ты уже наркоман, и будут последствия. Значит родители мне соврали». И употребить другое «вещество» уже становится легче. Э/то определенный трамплин, чтобы начать пробовать все подряд более свободно, утратив страх перед психоактивными веществами.

Обманчивая легкость

Курительные смеси – наркотик молодой, в России появился достаточно недавно и сразу завоевал большую популярность у молодого поколения. Спайсы дешевые, доступные и легко и не страшно употребляются – не надо ничего готовить, колоться. К сожалению, в силу доступности спайсов многие их пробуют. Основная масса потребителей спайсов – люди в возрасте до 30 лет.

Если экстраполировать спайсы на коноплю, то где-то через год после ежедневного систематического курения формируется психическая зависимость и чуть позже – физическая с явлениями синдрома отмены.

По клинической картине такие пациенты отличаются от других – в течение длительного времени после последнего употребления курительных смесей они тревожные, настороженные, склонные к паранойяльному бреду, к формированию «сверхценных», с их точки зрения, идей: «все происходит не просто так, за мной следят, на меня не так смотрят».

Ложные страхи

Многие боятся идти к наркологу, вести туда за помощью своих близких – поставят на учет, могут быть проблемы с трудоустройством, с получением различных справок, водительских прав. Это не что иное, как отсутствие критики к состоянию родного человека. Ведь если человек постоянно курит спайсы и у него уже есть навязчивые идеи, мания преследования, повышенная тревожность, а он получит справку на владение оружием или водительские права. Что будет дальше?

Родители надеются, что их ребенок бросит свою пагубную привычку, потому что покупка машины или оружия станет для него стимулом. Но никто не хочет посмотреть на то, сколько уже обещаний было дано, а последствий этих заверений все нет и поведение становится все более опасным. Не все задумываются о том, что если такой «курильщик» может нанести ущерб другим людям, то он может и сам себе причинить вред.

За помощью к наркологу приходят, как правило, тогда, когда ситуация становится угрожающей. Побуждающим фактором для обращения чаще являются близкие люди, настаивающие на лечении. Ведь именно от ближнего окружения зависит образ жизни человека.

Настораживающие моменты

Что должно насторожить родственников, если они заподозрили употребление близким курительных смесей?

!          Во-первых, трава и курительные смеси не пахнут табаком.

!          Во-вторых, неадекватное поведение, повышенная тревожность, нарушение сна, расширенные или суженные зрачки, утрата привычных интересов, странная компания, которая не хочет знакомиться с родителями.

!          В-третьих, если ребенок перестал интересоваться учебой, домашними делами, забросил хобби, не общается со старыми друзьями, у него периодически наблюдаются приступы «волчьего» голода, говорит невпопад глупости.

Если мама что-то заподозрила, то она начинает беспокоиться и бояться за ребенка. Стоит об этом прямо сказать сыну или дочке. Почему бы откровенно не поговорить? Если ребенок наркоман, то он будет уходить от таких разговоров, избегать любых коммуникаций, врать.

            Что делать?

            Поэтому первое, что нужно делать родителям в такой ситуации – получать самим консультацию у нарколога – как себя вести, что возможно сделать.

            Для матери катастрофа принять тот факт, что ребенок – наркоман, что она из-за чувства жалости и любви является ресурсом для продолжения его прежней жизни. Ведь для него ничего не меняется: он жалуется, обещает бросить, ему верят и кормят-поят, покупают вещи, дают карманные деньги. Для чего ему что-то менять в своей жизни? Но если родители поставят ультиматум: или лечись, или мы перестанем тебя поддерживать, тогда он, может быть, задумается. Жестко, но другого варианта нет. Если стаж употребления спайсов незначительный, то таких мер иногда хватает.

Часто в силу отсутствия информации, заблуждающиеся и практикующие попустительное поведение родители в конечном итоге, утомляются, их ресурс помощи истощается, руки опускаются. Хотя в нашем городе возможности получить информацию и конкретную помощь родственникам очень большие. У нас есть Межрайонный наркологический диспансер № 1 с пятью амбулаторными реабилитационными центрами, Городская наркологическая больница с тремя реабилитационными отделениями. Обращайтесь, Вас сориентируют, что делать, куда обращаться, направят. Вся помощь бесплатна.

Плюс общественные организации и некоммерческие объединения. Например, «Азария», где сидят мамы, которые уже прошли со своими детьми все круги ада, ведут постоянную группу помощи для родственников наркоманов. При Александро-Невской Лавре есть православная реабилитационная программа, в том числе и для родственников. Районные социальные службы также оказывают такую помощь.

О профилактике

Первичная профилактика в данном случае заключается в пропаганде здорового образа жизни. Необходимо донести до молодежи, что употреблять наркотики не модно.

Противостоять наркотикам, говоря о детях и подростках, должна нормальная семейная атмосфера. Особенно в ситуациях распада брака.

Необходимы конструктивные отношения между ребенком и обоими родителями. Нельзя ребенком манипулировать. Необходима просветительская работа с родителями. Говорить им надо не о том, что наркотики убивают, а о том, как выстаивать отношения с детьми.

Необходимо, чтобы у ребенка не возникало потребности в поиске измененного состояния сознания для решения текущих вопросов. Это задача семьи.

Первичная профилактика – также вопрос правоохранительный органов. Психоактивное вещество должно быть недоступно. Ведь дети и подростки используют то, что дешево и можно найти в свободном доступе. Что касается вторичной профилактики, то это грамотная реабилитация, как медицинская, так и социальная.

Есть проблема в недостаточном информировании граждан о том, что грамотную адекватную помощь нужно получать. Не надеяться на свои силы. До сих пор жив миф о том, что наркомания – это просто вредная привычка и достаточно проявить силу воли, взять себя в руки – и можно от нее избавиться. На самом деле структура проблемы наркомании значительно сложнее – это измененная биология, конституция, психология и социальное окружение. Со всеми составляющими нужно работать. Одной силы воли явно недостаточно.

Стоит подчеркнуть, что обязательно нужно обращаться за поддержкой и помощью к людям, которые такую проблему пережили. В частности, в общественные организации и, конечно, в медицинские учреждения.

Источник информации сайт СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики», gcmp.ru