Правовая основа участия родителей в учебной деятельности детей.

Правовая основа участия родителей в учебной деятельности детей.

  Родители обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса. Их правосубъектность в сфере образования определяется Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами. Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Данная норма закреплена также в п. 2 ст. 63 СК РФ – родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования. Согласно ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Под общим имеется в виду образование всех трех уровней: начальное общее, основное общее и среднее общее образование, а также “Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка” (п. 1 ст. 44 № 273-ФЗ). Образовательная организация (школа) оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (п.2 ст.44 № 273-ФЗ). В ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность родителей (законных представителей) несовершеннолетних соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, требования локальных нормативных актов, устанавливающих режим занятий, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). Таким образом, родители должны создать условия для того, чтобы их ребенок был физически, нравственно и интеллектуально развит и получил основное общее образование. Чтобы родители могли выполнить обязанности по обучению своих детей, законодательство РФ наделяет их соответствующими правами.

Согласно вышеперечисленным нормативным правовым актам родители имеют право:

  • выбирать форму обучения для своего ребенка;
  • дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование;
  • защищать законные права и интересы ребенка;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка;
  • знакомиться с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации;
  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

 

Несмотря на то, что действующее законодательство не поясняет, что следует подразумевать под требованиями “обеспечить получение образования” и “создать условия для получения образования”, можно предположить, что родители должны помогать своим детям в освоении образовательной программы, в т. ч. в выполнении домашних заданий. Помогать ребенку в выполнении домашних заданий необходимо только на начальном этапе обучения. В средних и старших классах нужно не столько помогать, сколько отслеживать, насколько прилежно он относится к этому процессу. В данном случае речь будет идти исключительно о воспитательной функции, выполнение которой напрямую входит в обязанности родителей. Внушение ребенку важности и необходимости такого занятия, как выполнение домашнего задания, – первоочередная задача семьи. Родителям также необходимо учитывать, что, помогая ребенку готовиться к урокам, они должны ориентироваться на методику преподавания, которая используется в данной образовательной организации, а также учитывать требования учителей к выполнению устных и письменных заданий. Согласно ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее – УК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности (если деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним), наказывается в уголовном порядке (от штрафа и исправительных работ вплоть до лишения свободы). Обязанность родителей (уважать честь и достоинство обучающихся и работников), невыполнение которой влечет за собой привлечение их к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения морального вреда, предусмотрена ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Аналогичную ответственность гражданское законодательство устанавливает за причинение родителями вреда деловой репутации организации, осуществляющей образовательную деятельность.