Проявление экстремизма в молодежных контркультурах
Становление молодежи происходит в очень сложных политических, экономических условиях. Процессы международной глобализации вовлекают население разных стран в миграционные потоки, приводящие к усложнению внутриструктурных связей конкретных обществ. Миграция порождает интенсивную напряженность в межнациональных, межкультурных отношениях, появляются всевозможные молодежные оппозиционные группы, межэтнические конфликты. В условиях вынужденного потока мигрантов молодежь могла бы продемонстрировать пример толерантного отношения к проблеме, умение противостоять политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Но, именно молодежь оказалась самой уязвимой и незащищенной социально-демографической группой населения, которая оказалась в духовно-ценностном и нравственном вакууме.
Современная молодежь испытывает чувство растерянности, пессимизма, разочарования, неверие в настоящее и будущее. С одной стороны, она бунтует, протестует, противостоит традиционным ценностям и общественным явлениям, с другой стороны – молодежь, напротив, индифферентна к происходящим событиям. Молодежь всегда была разная и в разные периоды времени создавала свой мир, непохожий на взрослый, часто ему противоречащий. Неважно к какой социокультурной общности принадлежали «бунтари» – их представления всегда радикально отличались от представлений старшего поколения, господствующей культуры, которые создали общую для целого молодого поколения субкультуру – контркультуру. Контркультурный вызов молодого поколения выражается как в теоретических формах (молодежная музыка, психоделическая живопись, параллельное кино, поэзия, театр), так и в практических формах (демонстрации, революции, погромы, бунт). Молодежная контркультура – это культура, полностью свободная от каких-либо ограничений традиционной культуры, не связанная с моралью, свободная от привычных представлений о добре и зле, нравственности и безнравственности.
Контркультурные молодежные группы появились довольно давно. В 50-е послевоенные годы – это первые сообщества битников, хиппи, «новых левых», борцов за равноправие негров, пуэрториканцев, индейцев. Появляются музыкальные рок-культуры, «параллельное кино», «психоделическая живопись», андеграунд, скинхеды, движение за новый образ жизни – коммуны и т.д.
Формирование молодого поколения современной России происходило преимущественно в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х, что обеспечило предпосылки маргинализации определенной части молодежи, девиации ее поведения, включая создание субкультур экстремистской направленности.
Нужно отметить, что субкультура в отличие от контркультуры, не обязательно вступает в противоречие с господствующей культурой общества, не всегда может противопоставлять ей свои нравственные нормы, принципы, правила и традиции. Термин «контркультура» чаще используется в отношении тех молодежный групп, способных четко определить собственную идеологию и занимаемую позицию относительно традиционной культуры. Тогда как представители субкультур обуславливают свою оппозицию через демонстрацию иных стилей в молодежной одежде, моделей поведения, используемого сленга, ритуалов. Другими словами, субкультура, в отличие от контркультуры, не стремится доминировать в обществе. Но часто ряд молодежных субкультур перерастают в контркультуру, приобретают ее бунтарские, протестные черты, очевидно, носят экстремистский характер. Примером могут служить гопники, футбольные фанаты, скинхеды, неонацисты.
Характерные проявления молодежного экстремизма: насилия или угроза насилия в отношении какой-либо категории граждан; одномерность восприятия молодым человеком общественных явлений, недопустимость альтернативных решений проблем, оценки ситуации с точки зрения уважения, гуманности и осознанности свободного выбора; проявление фанатизма как слепое, безоговорочное следование убеждениям, опора на инстинкты, предрассудки и неспособность к толерантности.
Организация экстремистских групп только на первый взгляд кажется разрозненной и спонтанной. В реальной жизни внутренняя структура и организация групп постоянно совершенствуется, повышается уровень идеологической, мировоззренческой и физической подготовки молодежи, меняется техническое оснащение членов групп, выявляются и внедряются новые формы и методы ведения пропагандистской работы. Уровень преступлений, совершенных молодыми людьми экстремистских групп продолжает расти и по сей день.
Как правило, контркультурная организация образуется на основе принципа обособления. Обособление – это то, что отличает организацию от других общностей, будь то политический экстремизм, преступная деятельность или поклонение «идолу». Принцип обособления – основа и базис солидарности внутри молодежной организации, становления чувства «мы», позволяющий смотреть на молодежь, не входящую в организацию, как «чужих». Контркультурная группировка имеет жестко фиксированное членство и иерархическую структуру подчинения. Часто во главе такой организации находится харизматический лидер, обладающий притягательной силой и авторитетом. Молодежные контркультуры могут характеризоваться термином «экстремистские», в случае, если их агенты пользуются всевозможными формами и средствами политического насилия с целью достижения собственной политической субъективности по отношению к государственным институтам или субъектам политической власти. Возможностью кадрового пополнения молодежных контркультурных групп экстремистской направленности считают формирование в среде неформальных (субкультурных) молодежных организаций контркультурной позиции по отношению к традиционной культуре. Для молодежной субкультуры или контркультуры свойственна четкая контркультурная оппозиция к обществу, ввиду слабой социальной незащищенности, уязвимости данной социально-демографической группы, которая не может получить от общества желаемого (работа, недоступность образования, всевозможные зависимости, личная неустроенность и т.д.). Поэтому участниками экстремистского движения становятся молодые люди, которые не смогли или не пожелали интегрироваться в неустойчивый социум страны. Повышению политической контркультурной активности молодых людей также способствовало то, что определенная часть молодежи уже «приняла» экстремальные обстоятельства повседневности, участвовала в политической активности экстремистского толка, постепенно вовлекаясь в этнонационалистические движения, псевдорелигиозные секты, социокультурные и другие общественно-политические конфликты в различных регионах Российской Федерации.
Молодежь в силу возрастных, социальных, статусных особенностей всегда была подвержена радикальным настроениям. Даже в относительно спокойные времена в политическом и экономическом плане количество радикально настроенных молодых людей всегда было выше, чем среди остального населения по причине того, что молодежи свойственна психология максимализма и подражания. Развитие среди молодежи контркультур экстремистского толка демонстрирует опасность по причине того, что связано с развитием «асоциальных» установок в коллективном сознании молодого поколения, связанные с социально-экономической и политической культурой российского социума в ее перспективном рассмотрении.
Минимизировать степень влияния экстремистских движений на неустойчивую часть молодежи, предупредить попадание молодежи в ряды асоциальных групп, ее участие в экстремистских акциях возможно только усилиями всех слоев общества в целом. Важно понять, что репрессивными мерами сложно минимизировать данное явление. Напротив, часто отвергнутые молодые люди, отчисленные студенты из ВУЗов, занимают еще более убедительную и жестокую позицию в контркультурной группе. Известно, что большую часть молодых людей, задействованных в экстремистских группах, составляют молодые люди из семей «группы риска».
Несомненным фактом является то, что проявление молодежного экстремизма в составе различных контркультурных групп, как и терроризм, не относится к преступлениям, которые совершаются незаметно и скрытно, напротив – молодежный экстремизм рассчитан на общественный резонанс, и любое народно обличие «героев» – это достижение необходимого эффекта. Поэтому СМИ, вольно-невольно, способствует активной динамике роста экстремистских организаций, являясь, своего рода, рекламой для молодежных групп негативного характера. Вместе с тем, замечено, что в свободное от обязательных занятий время молодежь реализует различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов – Интернет, виртуальный контакт, телевидение и т.д. На структуру молодежных движений и формирований оказывает также влияние и социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний молодежи, характере жизненных целей и способов их реализации. Эффективным методом противодействия существующим конркультурным объединениям является развенчание и компрометация лидера группы, а также ее активных участников. Разобщение в группе призвано снизить активность ее членов, авторитет лидера, уменьшая вероятность групповых противоправных действий.
За основу взята одноименная статья доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии МГИМО Н.М. Романенко
С уважением,
Муниципальный Совет
и Местная администрация ВМО поселок Репино