Информация Минюста по защите прав несовершеннолетних и противодействию коррупции

Cкачать: ms-word

В целях правового просвещения населения Санкт-Петербурга Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу информирует:

1.                  С какого возраста несовершеннолетние могут находиться в общественных местах в дневное время без сопровождения взрослых?

Действующим законодательством РФ не регламентирован возраст несовершеннолетнего при достижении, которого возможно находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъектов РФ в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их замещающих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружении ребенка в местах, указанных в данном абзаце, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случаях отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местоположения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесению изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14) места, в которых нахождение несовершеннолетних ограничивается, – общественные места, в которых нахождение несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их замещающих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, не допускается; ночное время – время с 22.00 до 06.00 часов в период с 01 сентября по 31 мая включительно или  с 23.00 до 06.00 в период с 01 июня по 31 августа включительно.

На основании вышеизложенного, статьей 8-2 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена административная ответственность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нахождение несовершеннолетнего в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается или ограничивается.

Таким образом, законодательством не регламентирован возраст несовершеннолетнего, при котором он может находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Тем не менее, родителям необходимо помнить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ними или иными законными представителями несовершеннолетних обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2.                  Предусмотрена ли законодательством защита несовершеннолетних от воздействия рекламы?

Конституция РФ гарантирует государственную защиту материнства и детства.

Особой правовой защитой при производстве, размещении и распространении рекламы пользуются несовершеннолетние.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государства и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В целях Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) устанавливает нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта.

Так, в пункте 8 статьи 6 Закона запрещается в рекламе формирование у несовершеннолетнего комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Данное требование направлено на защиту несовершеннолетних от негативного воздействия, которое может оказать реклама на психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Ответственность за нарушение требований статьи 6 Закона несет рекламодатель.

Кроме того, частью 10 статьи 5 Закона в целях защиты несовершеннолетних, не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках.

В главу 2 указанного Закона «Особенности отдельных способов распространения рекламы» включены ограничения, содержание которых связаны с защитой несовершеннолетних.

В частности, статьей 14 ограничивается распространение рекламы в детских и образовательных передачах на телевидении. В таких передачах распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и непосредственно перед ее окончанием, при этом в зависимости от длительности передачи установлена максимальная продолжительность трансляции рекламы в начале и в конце передач. Аналогичные нормы содержатся в статье 15, регулирующей рекламу в радиопрограммах и радиопередачах.

В главе 3 Закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» содержатся положения, направленные на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы.

Так, в статьях 21-23 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним к рекламе алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

 Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции, детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей и т.п. не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В статье 24 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

3.      Какова ответственность за неуплату алиментов на детей?

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей.

За неуплату без уважительных причин алиментов на содержание детей в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства установлена административная ответственность (часть 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ) в виде обязательных работ на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, а для лиц, в отношении которых не могут применяться названные виды наказания – штраф в размере 20 тыс. рублей.

Протоколы о привлечении к административной ответственности составляют должностные лица Службы судебных приставов-исполнителей.

За неуплату алиментов без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения установлена уголовная ответственность (часть 1 статьи 157 УК РФ), если это деяние совершено неоднократно, т.е. лицом подвергнутом административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

За совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ, уголовным законом предусмотрено наказание в виде исправительных либо принудительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3 месяцев, либо лишения свободы на срок до 1 года.

Дознание по уголовным делам о неуплате алиментов производят дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов.

С жалобами на неуплату алиментов следует обращаться в органы Федеральной службы судебных приставов либо в прокуратуру.

4.                  Несут ли ответственность родители за вред, причиненный действиями детей в возрасте от 14 до 18 лет?

Гражданским кодексом РФ (статья 1074, часть 2 ГК РФ) установлено, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет за вред, причиненный их действиями, несут ответственность на общих основаниях.

Если преступлением, совершенным несовершеннолетним в названном возрасте, причинен материальный ущерб или моральный вред, потерпевший вправе предъявить гражданский иск непосредственно к несовершеннолетнему подсудимому (обвиняемому).

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет доходов или имущества, достаточных для возмещения вреда, то ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями, несут родители, усыновители или попечители, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Родители (усыновители, попечители) возмещают ущерб полностью или в недостающей части, в связи с чем потерпевший вправе предъявить гражданский иск в рамках уголовного дела не только к виновному несовершеннолетнему лицу, но и к его родителям или попечителям.

Обязанность названных лиц по возмещению вреда прекращается по достижению причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо, когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

5.      Несут ли ответственность родители за нарушение прав детей?

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которая необходима для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, с этой целью принимаю все соответствующие законодательные и административные меры.

Семейным кодексом РФ установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому, психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

КоАП РФ (часть 1 статьи 5.35) предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, влекущее за собой применение мер административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Статьей 125 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок до 1 года за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. В частности, падение детей из окон жилых домов в связи с отсутствием должного контроля со стороны родителей может повлечь уголовную ответственность по указанной статье УК РФ.

В случае уклонения от выполнения обязанности родителей, в том числе по уплате алиментов; злоупотреблении родительскими правами; жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на них половую неприкосновенность; наличие болезни хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, родители или один из них могут быть лишены родительских прав.

6.      Кто несет ответственность за жестокое обращение с детьми?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (статья 156 УК РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.

Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, непроявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто результатом жесткого обращения с детьми является причинение им телесных повреждений.

Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

7.      Имеет ли ребенок право на общение с родителями и другими родственниками?

В соответствии со статьей 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей, в том числе в разных государствах, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

За нарушение прав ребенка на общение с родителями установлена административная ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних (часть 2 и 3 статьи 5.35 КоАП РФ).

Данное нарушение может выражаться в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит его интересам; намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли; в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей; в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав и в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Максимальное наказание за данное нарушение установлено в виде штрафа в размере 3 тыс. рублей; а за повторное нарушение в виде ареста на срок до 5 суток.

Полномочиями по возбуждению дел о названных административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел, а также службы судебных приставов-исполнителей.

8.                   Какие есть пределы ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции?

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции», розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним не допускается.

В целях реализации запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавцы), получили право требовать у розничного покупателя алкогольной продукции документ, удостоверяющий личность (в том числе, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. При этом правильность возникших сомнений, видимо, предполагается и не требует какого-либо обоснования со стороны продавца.

Частью 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 30 до 50 тыс. рублей, на должностных лиц от 100 до 200 тыс. рублей, на юридических лиц 300-500 тыс. рублей.

Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции установлена статьей 151.1 УК РФ и наступает в случае, если ранее лицо было привлечено за это к административной ответственности. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию, если со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания не прошел один год.

9.                  Что такое коррупция и какие действия характеризуют данный термин?

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическим лицами, а также совершенные вышеуказанные деяния от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: ст. 201 «Злоупотребление полномочиями» — до 10 лет лишения свободы; ст. 204 «Коммерческий подкуп» — до 3 лет лишения свободы; ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» — до 3 лет лишения свободы; ст. 286 «Превышение должностных полномочий» — до 3 лет лишения свободы; ст. 290 «Получение взятки» — до 15 лет лишения свободы; ст. 291 «Дача взятки» — до 15 лет лишения свободы; ст. 291.2 «Мелкое взяточничество» — до 4 лет лишения свободы; ст. 304 «Провокация взятки» — до 5 лет лишения свободы, а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанные выше.

10.              Какие предусмотрены законодательством РФ меры по профилактике коррупции?

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнение лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоение ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

 

 

С уважением,

ОМСУ ВМО поселок Репино