Интервью начальника ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу А.Г. Аникина о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

Интервью начальника ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу А.Г. Аникина о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора

 

Здравствуйте, сегодня много говорят про риск-ориентированный подход, что это такое?

 

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Так, планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от 1 раза в 3 года для объектов 1 категории (высокая степень риска) до 1 раза в 10 лет для объектов 4 категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной 5 категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.

Категория риска Периодичность проведения плановых проверок
Высокий риск Не чаще одного раза в 3 года
Значительный риск Не чаще одного раза в 4 года
Средний риск Не чаще одного раза в 7 лет
Умеренный риск Не чаще одного раза в 10 лет
Низкий риск Плановые проверки не проводятся

Каким образом осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска?

 

Отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, в случаях:

проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о  невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;

наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет,

соответственно объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.

В тоже время, Правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.

Условиями такого перехода могут являться такие факторы как:

–           создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);

–           наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;

–           проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

–           отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провёл на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не 1 раза в 4 года, а 1 раз в 7 лет.

 

Что такое независимая оценка пожарного риска?

 

Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со статьёй 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время МЧС России активно внедряется, а представителями бизнес-сообществ всё более часто применяется, с целью снижения количества проверок.

Напомню, что заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

Стоит отметить, что с 1 декабря 2015 года в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу организована работа по проведению аккредитации экспертных организаций и экспертов в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Предусматривается ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на представителей малого бизнеса?

 

В соответствии со статьей 26.1 294 ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…” в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016 – 2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 № 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

 

Какие результаты ожидаются от вносимых изменений в законодательство в части защиты предпринимательского сообщества?

 

В результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул» в МЧС России уже сегодня существенно сократило свое «законное присутствие» на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе. Так, в Санкт-Петербурге количество плановых проверок в 2016 году сокращено на 37 %. При этом, количество плановых проверок начиная с 2013 года снизилось и вовсе на 73 %.

Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 № 492 в случае отсутствия угрозы жизни и здоровью людей, предусматривается отмена внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний субъектами малого и среднего предпринимательства.

Также, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» для субъектов малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Вместе с тем, МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с этим, для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.

Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.

Такой законопроект уже разработан и внесен на рассмотрение.

Какая работа ведётся в рамках оказания помощи и снижения нагрузок на бизнес-сообщества в Санкт-Петербурге?

 

Главным управлением в целях обеспечение законности и снятия избыточных административных барьеров при осуществлении надзорной деятельности, налажено тесное взаимодействие с представителями общественных организаций и бизнес – сообществ Санкт-Петербурга. На постоянной основе проводятся открытые семинары, в ходе проведения которых субъекты предпринимательской деятельности информируются о формах и методах осуществления надзорных функций. Активно проводится совместная работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, а также общественными организациями, представляющими интересы субъектов предпринимательской деятельности Санкт-Петербурга, в рамках которой с ними были заключены соглашения о сотрудничестве.

Для объединения усилий всех участников работы, по поддержке предпринимательства на территории Санкт-Петербурга, в июле 2013 года, при начальнике Главного управления, был создан Консультативный совет по вопросам снятия избыточных административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности при организации и осуществлении надзорной деятельности Главным управлением.

Консультативный совет является совещательным, консультативным органом, созданным в целях установления регулярного и эффективного взаимодействия между организациями, общественными объединениями, физическими лицами и надзорными органами Главного управления для совместного решения социально значимых и проблемных вопросов, возникающих при осуществлении их деятельности

Основными задачами консультативного совета являются:

–           изучение ситуаций, связанных с вопросами развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге;

–           проведение консультаций и подготовка информации по вопросам, возникающим в ходе повседневной деятельности;

–           укрепление положительного имиджа сотрудников надзорных органов МЧС России;

–           исследование и анализ возникающих проблем малых и средних предприятий, обеспечение соблюдения законных прав и интересов при их взаимоотношениях с надзорными органами Главного управления;

–           исследование и устранение избыточных административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых предприятий (организаций);

–           содействие распространению знаний о способах предупреждения возникновения опасных ситуаций, системе обеспечения безопасности населения в случае природных и техногенных катастроф;

–           содействие совершенствованию механизмов взаимодействия предприятий и организаций с подразделениями МЧС России при проведении спасательных операций и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Заседания Консультативного совета показывают большую заинтересованность представителей общественных организаций в работе Совета, связанную с установлением регулярного и эффективного взаимодействия между организациями, общественными объединениями, физическими лицами и надзорными органами Главного управления для совместного решения социально значимых и проблемных вопросов, возникающих при осуществлении их деятельности.

В ходе заседаний Консультативного совета регулярно проводится «Круглый стол» по проблемным вопросам, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в настоящее время, как правило предпринимателей волнуют следующие вопросы:

–           порядок применения технического регламента о требованиях пожарной безопасности и нормативных документов, принятых в его развитие, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;

–           независимая оценка пожарного риска – как перспективная форма оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

–           порядок учета должностными лицами управления надзорной деятельности при привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности договорных отношений между собственниками и арендаторами объектов защиты;

–           разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (в части содержания общего имущества в многоквартирных домах), между собственниками помещений и должностными и юридическими лицами ТСЖ, ЖСК, управляющих (обслуживающих) организаций;

–           пути повышения уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности по вопросам обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

–           результаты совместной работы по участию представителей общественных организаций при рассмотрении административных дел, возбужденных в отношении юридических лиц, а также при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности и представителями органов надзора на местах, посредством разбора таких ситуаций в досудебном порядке.

Есть ли какие-то практические результаты совместной деятельности Главного управления с представителями бизнес-сообществ?

 

Да, конечно, в частности, консультативный совет стал площадкой для разработки и внедрения таких новаторских проектов как:

–           «Дорожная карта для предпринимателя», основной задачей которой является оказание всесторонней методической помощи хозяйствующим субъектам в выборе возможных способов обеспечения пожарной безопасности, путей устранения нарушений требований пожарной безопасности и построении на объектах защиты системы обеспечения пожарной безопасности;

–           «День начинающего предпринимателя в МЧС», в рамках которого, в соответствии с Приказом начальника Главного управления, наиболее подготовленными государственными инспекторами, на безвозмездной основе, с пришедшими проводятся инструктивные занятия по соблюдению требований гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, в рамках которых, в соответствии с заранее разработанными в Главном управлении тематическим планом и типовой программой, в доступной форме рассказывается не только о нормативно-правовых актах, содержащих требования в области ГО, ЧС и пожарной безопасности, правах и обязанностях предпринимателя и проверяющего, а также порядке обжалования решений и действий должностных лиц органов МЧС, но и о таких востребованных вопросах как, например, разграничение ответственности в области пожарной безопасности между собственником и арендатором помещения.

В последнее время в обществе часто обсуждаются вопросы доступности среды обитания для маломобильных граждан. Какое внимание уделяется вопросам защиты граждан данной категории в Санкт-Петербурге?

 

Главным управлением уделяется пристальное внимание обеспечению соблюдения и эффективной защиты прав и законных  интересов субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга в вопросах формирования и обеспечения мер предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным группам населения.

Так, в целях предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориями граждан, в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и рядом иных нормативно-правовых актов между Главным управлением и Автономной некоммерческой организацией “Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий” в 2016 году заключено соглашение, предусматривающее совместное и согласованное осуществление действий и мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, в том числе маршрутов и способов эвакуации инвалидов различных групп, обременённых особенностями здоровья, связанными с ограничениями в передвижении, а также в восприятии информации.

Кроме этого, сотрудниками Главного управления совместно с Учебно-реабилитационным предприятием «Свет» специально для детей с полным отсутствием или серьёзным повреждением зрения было разработано «Пособие для детей с ограниченными возможностями зрения по действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации».

Из «Пособия», выполненного точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля, дети самостоятельно смогут узнать все основные правила пожарной безопасности и о том, как правильно действовать в случае возникновения реального возгорания или иной чрезвычайной ситуации.

Какие приоритетные направления и ожидаемые результаты на сегодняшний день в надзорной деятельности МЧС России?

 

Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.

При планировании проверок, с учётом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.

Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры, гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.