Тезисы по профилактике правонарушений, связанных с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации

Тезисы по профилактике правонарушений, связанных с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) установлена приказом ФМС России № 147 от 28.06.2010. Обращаем внимание, что необходимость уведомления возникает при заключении после 01 января 2015 года трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с любым иностранным гражданином. Также с 01 января 2015 года необходимо уведомлять о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с любым иностранным гражданином, независимо от даты заключения такового договора.

После получения уведомления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством РФ в области персональных данных (Федеральный закон от 24.11.2014 № 357-ФЗ).

В соответствии с требованиями приказа Минминздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), и порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» при поступлении на работу и дальнейшем осуществлении трудовой деятельности иностранными гражданами необходимо проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Ответственность за организацию и проведение профилактических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена на работодателя.

Прием на работу иностранных граждан, которым не требуется получение разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности

            В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе работодатели и (или) заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности граждан государств – членов Союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) без учета каких-либо ограничений, а гражданам этих государств, в свою очередь, не требуется получения разрешения на осуществление трудовой деятельности.

            Таким образом, трудовой договор либо гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Киргизия заключается без истребования патента.

            Срок временного пребывания (проживания) трудящегося мигранта и членов его семьи определяется сроком действия заключенного трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязательной регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

Кроме указанных выше случаев не требуется оформления разрешительных документов для привлечения к трудовой деятельности (как прибывших из стран с визовым режимом въезда, так и безвизовым) в следующих случаях:

– иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации;

– иностранный гражданин является постоянно проживающим на территории Российской Федерации, то есть имеющим действительный вид на жительство;

– иностранный гражданин является беженцем или лицом, получившим временное убежище на территории Российской Федерации;

-иностранные граждане, ставшие участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

-иные категории в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Прием на работу иностранца с патентом

 

            С 01 января 2015 года документом, подтверждающим право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, является патент.

Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.

Таким образом патент является единым документом, действительным для трудоустройства, осуществления трудовой деятельности как у физических, так и юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, или иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

Срок действия считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы ФМС не требуется.

Срок временного пребывания продляется на срок действия патента.

В случае, если срок действия имеющегося у иностранного гражданина патента не был продлен, либо выданный ему патент был аннулирован, данный гражданин в случае истечения срока его временного пребывания в Российской Федерации обязан выехать из РФ.

Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент.

Порядок привлечения на работу иностранных граждан,

прибывших из государств с визовым режимом

 

            – Оценка эффективности использования иностранной рабочей силы и определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.

– Подача работодателем или заказчиком работ (услуг) либо уполномоченные ими лицами непосредственно или по почте заказным письмом в ФМС России или ее территориальный орган заявление по форме, утвержденной Федеральной миграционной службой для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатели, заказчики работ (услуг).

– Подготовка заключения о целесообразности привлечения иностранных работников.

– Получение работодателем или заказчиком работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

– Оформление и получение работодателем или заказчиком работ (услуг) приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных работников.

В целях оформления визы иностранному гражданину, дающей право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, территориальным подразделением ФМС России по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг), выдается соответствующее приглашение.

При рассмотрении ходатайства о выдаче приглашения территориальный орган ФМС проверяет сведения наличия у работодателя или заказчика работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается территориальным органом ФМС России при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации. Данное заключение выдается при наличии данных о фактах и сроках подачи работодателем, заказчиком работ (услуг) сведений о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест по профессиям, специальностям, должностям, на которые предполагается привлечение иностранных работников.

Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) представляет документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для иностранного работника.

  1. Получение иностранным работником рабочей визы.
  2. Въезд иностранцев в Российскую Федерацию.
  3. Постановка на миграционный учет.
  4. Получение работодателем или заказчиком работ (услуг) разрешений на работу на каждого иностранного работника.
  5. Заключение трудового договора или договора гражданско-правового характера.
  6. Уведомление соответствующих органов исполнительной власти о привлечении и использовании иностранных работников.
  7. Постановка на налоговый учет.
  8. Работа по договору.
  9. Статистическая отчетность о численности и составе иностранной рабочей силы по форме № 2-Т (миграция).
  10. Окончание работы по договору.
  11. Уведомление соответствующих органов исполнительной власти в случае досрочного расторжения трудового договора или договора гражданско-правового характера.
  12. Снятие с миграционного учета.
  13. Выезд иностранного работника из Российской Федерации при содействии работодателя или заказчика работ (услуг).

Вопросы налогооблажения

 

Иностранным гражданам (безвизовый порядок) о налогооблажении
доходов от трудовой деятельности по найму

 

            Для осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации иностранному гражданину необходимо:

  1. Уплатить фиксированный авансовый платеж по НДФЛ на период действия патента по месту осуществления трудовой деятельности
  2. Получить в миграционной службе патент на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
  3. Заключить трудовой или гражданско-правовой договор
  4. При осуществлении трудовой деятельности у физического лица иностранный гражданин обязан представить налоговую декларацию в следующих случаях:

– если сумма налога по ставке 13 % с фактически полученного дохода больше суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных за налоговый период;

– при выезде за пределы РФ до окончания налогового периода, если сумма налога по ставке 13 % с фактически полученного дохода больше суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных за налоговый период;

– если патент аннулирован.

  1. При осуществлении трудовой деятельности в организации, у индивидуального предпринимателя, нотариуса, адвоката:

     НДФЛ, исчисленный с доходов иностранного гражданина, может быть уменьшен на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей при условии представления работодателю письменного заявления и документов, подтверждающих уплату фиксированных авансовых платежей.

С уважением,

Прокуратура Санкт-Петербурга и Прокуратура Курортного р-на СПб,

Муниципальный Совет и Местная администрация

МО поселок Репино