ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ: Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии экстремисткой деятельность в предвыборный период

ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:

 

Ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии экстремисткой деятельность в предвыборный период

В соответствии со статей 3, 32, 130 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно положениям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защиту демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В силу ст. 56 названного Федерального закона предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в сети «Интернет»), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемых в сети «Интернет») не должны содержать призывы к экстремистской деятельности.

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

Аналогичные ограничения при проведении предвыборной агитации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга также предусмотрены статьей 58 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» и статьей 45 Закона Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Нарушение вышеуказанных требований может послужить основанием для отказа в регистрации, аннулирования и отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов.

В силу статей 20.3, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также за производство и распространение экстремистских материалов виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Кроме того статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».