КОДЕКС профессиональной этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования поселок Репино

УТВЕРЖДЕН»

Решением Муниципального Совета МО поселок Репино

№ 9-5 от «16» марта 2011 г.

 

 

КОДЕКС

профессиональной этики и служебного поведения

муниципальных служащих органов местного самоуправления

муниципального образования поселок Репино

 

 

Общие положения

 

Кодекс профессиональной этики и служебного поведения муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования поселок Репино (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Закона Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8«О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге», Закона Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», Устава муниципального образования поселок Репино,иных нормативно-правовых актов, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Действие Кодекса распространяется на муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в Муниципальном Совете и Местной администрации муниципального образования поселок Репино (далее – органы местного самоуправления).

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться муниципальные служащие органов местного самоуправления (далее – муниципальные служащие) независимо от замещаемой ими должности.

При поступлении на муниципальную службу в органы местного самоуправления гражданин обязан ознакомиться с положениями Кодекса и в процессе своей служебной деятельности принимать все необходимые меры для их соблюдения.

Знание и соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от муниципального служащего в отношениях с ним поведения, соответствующего положениям Кодекса.

 

Цели и задачи Кодекса

 

  • Целями Кодекса являются:

– соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам, исключение злоупотреблений на муниципальной службе, профилактика коррупции в органах местного самоуправления;

– содействие муниципальному служащему в эффективном выполнении поставленных перед ним профессиональных задач, в решении вопросов, связанных с возникновением этических конфликтов, обусловленных спецификой профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;

– формирование должного уровня морали в сфере муниципальной службы, поощрение достойного морального поведения муниципального служащего;

– повышение общественного сознания и нравственной ответственности муниципальных служащих за свою профессиональную деятельность, сохранение ими профессиональной чести и достоинства;

– укрепление авторитета органов местного самоуправления, репутации муниципальных служащих, доверия граждан к органам местногосамоуправления;

– повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

  • Задачами Кодекса являются:

– установление единых этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своейпрофессиональной деятельности;

– установление и закрепление единообразного подхода к служебному поведению муниципальных служащих;

– определение основ взаимоотношений муниципальных служащих с населением.

 

Принципы служебного поведения

 

Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на муниципальной службе.

Муниципальные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, законы Санкт-Петербурга, иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты.

Муниципальные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативно-правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

Муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл исодержание деятельности как органов местного самоуправления, так и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми отвлияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры, иные государственные органы обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органаместного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтаинтересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

 

Общие требования и этические правила служебного поведения

 

В служебном поведении муниципальный служащий должен руководствоваться конституционными положениями о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

Нравственным долгом при выполнении профессиональных обязанностей муниципального служащего является стремление к постоянному совершенствованию, росту профессиональных навыков и квалификации.

Муниципальный служащий должен использовать только законные и этичные способы продвижения по службе.

В служебном поведении муниципальный служащий должен воздерживаться от:

а)  любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка,гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б)  грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных,незаслуженных обвинений;

в)  угроз, оскорбительных, нецензурных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г)   курения в пределах служебных помещений, в том числе во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

Муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами.

 

Правила этики поведения с коллегами и подчиненными

 

Муниципальный служащий должен быть вежливым и почтительным с коллегами, поддерживать в коллективе благоприятную атмосферу, не провоцировать возникновения конфликтных ситуаций среди сотрудников, своим служебным поведением способствовать установлению в коллективе деловых и товарищеских взаимоотношений и конструктивного сотрудничества.

В своей деятельности муниципальный служащий не должен допускать дискриминацию коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным, политическим и иным признакам и обязан руководствоваться исключительно профессиональными критериями.

Муниципальному служащему следует избегать демонстрации религиозной и политической символики в том случае, если это может оскорбить чувства его коллег и (или) иных граждан.

Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе местного самоуправления либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:

а)   принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б)   принимать меры по предупреждению коррупции;

в)   не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасногоповедения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных емусотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий
или бездействия.

 

Этические конфликты

 

Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

Муниципальный служащий в ходе осуществления своей профессиональной служебной деятельности может столкнуться с этическими конфликтами, вызванными:

  • реальным или потенциальным столкновением интересов третьих лиц, направленных на то, чтобы муниципальный служащий действовал в противоречии со своими должностными обязанностями, путем воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и других форм, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, либо авторитету органов местного самоуправления;
  • неправомерным давлением со стороны руководства;
  • отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его профессиональную служебную деятельность.

Муниципальный служащий обязан сделать все возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации и (или) авторитету органов местного самоуправления.

Муниципальный служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.

В случае, если муниципальному служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:
– обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;

– принять любые возможные меры для урегулирования конфликта или уменьшения его негативных последствий законными способами.

 

Конфликт интересов и его предупреждение

 

Решением Муниципального Совета муниципального образования поселок Репино № 15-3 от 06.05.2009 г. утверждено Положение «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования поселок Репино и урегулированию конфликта интересов органов местного самоуправления».

Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу муниципального служащего.

Личной корыстной заинтересованностью муниципального служащего признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан родственными, служебными и иными отношениями.

Муниципальные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Обязанность муниципального служащего уведомлять непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения требует от него самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

Муниципальный служащий обязан избегать конфликта интересов во внеслужебной деятельности. При этом внеслужебная деятельность муниципального служащего, выполнение им иной оплачиваемой работы, а также его поведение не должны вызывать сомнений в его порядочности и честности, негативно сказываться на деятельности или репутации органа местного самоуправления.

 

Коррупционно опасное поведение

 

Муниципальный служащий обязан своим поведением противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также являться примером поведения в подобной ситуации для других муниципальных служащих.

Коррупционно опасная ситуация – любая ситуация, приводящая к нарушению действующего законодательства в части установленных для муниципального служащего запретов и ограничений.

Коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение – предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций – является обязанностью муниципального служащего.

Муниципальный служащий должен любыми способами избегать попадания в подобные ситуации.

Муниципальный служащий обязан осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Нравственным долгом муниципального служащего является уведомление представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации и другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений. Подобные уведомления, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью муниципального служащего.

В ходе своей служебной деятельности муниципальный служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.

Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения), за исключением подарков, стоимость которых не превышает законодательно установленный предел стоимости.

Муниципальный служащий не может принимать подарки от лиц, чьи интересы могут зависеть от муниципального служащего.

Муниципальный служащий не должен своим поведением создавать предпосылки для получения от каких-либо лиц подарков или иного вознаграждения за совершение действий, входящих в перечень должностных обязанностей муниципального служащего.

При принятии решений по вопросам своей компетенции муниципальный служащий обязан быть беспристрастным, руководствоваться только действующим законодательством и не принимать решения, результат которых будет находиться в прямой зависимости от возможности получения вознаграждения в пользу муниципального служащего.

Муниципальный служащий обязан ежегодно представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своего супруга и несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом муниципальный служащий должен быть готовым объяснить источник своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание данной обязанности заключается в том, что личные доходы муниципального служащего и членов его семьи не могут составлять тайны. Вместе с тем эта информация имеет статус конфиденциальной.

 

Правила работы со служебной информацией

 

Муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органе местного самоуправления норм и требований, принятых в  соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

 

Организация рабочего места

 

В рамках требований действующего законодательства муниципальный служащий имеет право на:

– обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

– исполнение действующих санитарных норм и правил при организации рабочего места;

– охрану труда в соответствии с действующим законодательством.

В целях поддержания порядка, деловой атмосферы в служебных помещениях муниципальный служащий обязан содержать свое рабочее место в надлежащем состоянии, не допускать беспорядка в рабочей документации.

Документы, содержащие служебную информацию, персональные данные сотрудников органов местного самоуправления должны храниться в местах, недоступных для посторонних лиц.

 

Внешний вид муниципального служащего

 

Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

При формировании своего внешнего вида муниципальные служащие обязаны придерживаться следующих принципов:

  • внешний вид должен быть опрятным;
  • одежда и обувь должна быть делового (классического) стиля;
  • не допускается использование ярких аксессуаров;
  • не допускается нахождение на рабочем месте в спортивной одежде, за исключением случаев, когда этого требует выполняемая работа;
  • не допускается нахождение на рабочем месте в верхней одежде.

 

Соблюдение Кодекса и ответственность за его нарушение.

 

Соблюдение муниципальным служащим норм и требований к служебному поведению обеспечивается систематическим анализом соответствия поведения, который осуществляется муниципальным служащим, непосредственным руководителем муниципального служащего и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса учитывается при оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при продвижении по службе на конкурсной основе, при  формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при поощрении муниципального служащего или наложении на него дисциплинарных взысканий.

Нарушение муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Санкт-Петербурга, нарушение положений Кодекса влечет применение к муниципальному служащему мер юридической ответственности.

 

Заключительные положения

 

Кодекс подлежит опубликованию на официальном web-сайте органов местного самоуправления – www.repino.info, а также в официальном печатном издании – «Вестник Муниципального Совета МО поселок Репино», и вступает в силу с момента опубликования.