Отечественная практика управления отходами.
В последние годы в отечественной политике и практике обращения с отходами наметилось известное оживление, во многом связанное с реализацией национального проекта «Чистая страна» и мероприятиями в рамках Года экологии.
В рамках проекта намечен переход субъектов Федерации на новую систему деятельности по обращению с отходами. Поставлена цель достичь показателей «нулевого захоронения»; осуществляются задания по рекультивации полигонов в разных областях страны и другие мероприятия. Начинают действовать поправки, внесенные в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в части регулирования процессов выброса и сброса отходов в атмосферу и водные объекты: закон призван стимулировать предприятия в использовании наилучших технологий природоохранной деятельности. Вместе с тем, если сравнивать с Западной Европой, «Чистая страна» демонстрирует крайне невысокий «уровень притязаний» в наших усилиях по части развития политики и практики обращения с отходами. По существу, проект ориентирован на те задачи, которые соответствуют самым нижним уровням европейской «иерархии управления отходами»: проще выражаясь, это «вчерашний день».
В этой связи укажем на наиболее узкие места отечественной практики.
Эксперты говорят о массе противоречий в российском законодательстве и практике обращения с отходами. Здесь, однако, выделим «два кита», на которых должна зиждиться вся система. Это доведенная до логического завершения законодательная база отрасли и формирование соответствующей инфраструктуры и культуры населения – внедрение системы раздельного сбора.
Новая редакция Федерального закона «Об отходах производства и потребления» существенно продвинула всю ситуацию в направлении международно-признанных стандартов. Проблема, однако, в том, что на сегодняшний день крайне слабо разработан почти весь массив подзаконных актов федерального уровня, на основании которых в субъектах Федерации могла бы начаться реальная практическая работа.
Сегодня инфраструктура обработки отходов на местном уровне не развита, максимум – это вывозить отходы на разрешенные свалки. Не ясен механизм финансирования, необходимого для перехода к более высоким уровням обработки отходов на местах. Другая фундаментальная основа отрасли, без которой невозможно общее ее движение к более высоким уровням (к рециклированию, компостированию и т.д.), это система раздельного сбора твердых бытовых отходов.
По появившимся в Санкт-Петербурге специальным контейнерам для сбора пластика, стекла и алюминия, регулярно наполняемым, понятно, что население в большей или меньшей степени готово к селективному сбору отходов – отсутствует полноценная инфраструктура, выходящая на более сложные операции с отходами. Здесь, очевидно, для начала хотя бы в крупных городах необходимы пилотные проекты, в рамках которых началась бы работа с отходами как с ресурсом – именно как с ресурсом, а не как с «мусором».
Можно сказать, что наиболее общее объяснение всей сложившейся ситуации в отрасли сводится именно к этому: к нам пока еще не пришло понимание отходов как ресурса.
источник: Ю.В. Никуличев «УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ. ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА» Аналитический обзор.