С 1 сентября 2022 года вступают в силу правила действий членов экипажа
воздушного судна при пресечении противоправных действий на борту
Федеральным законом от 06.12.2021 № 400-ФЗ внесены изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, которыми предусмотрены права членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна.
Положения статьи 85.2 Воздушного кодекса Российской Федерации позволяют экипажу и сотрудникам службы авиационной безопасности своевременно и эффективно реагировать на противоправные действия пассажиров и использовать для этого не подручные, а специальные средства сдерживания.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 978, которое вступает в силу 1 сентября 2022 года, это будут пластиковые наручники и нейлоновые ремни.
Экипаж и служба авиационной безопасности получают право на основании распоряжения командира воздушного судна принимать необходимые меры в отношении людей, которые создают непосредственную угрозу не только безопасности полета, но и жизни или здоровью других пассажиров, в том числе препятствуют экипажу исполнять должностные обязанности и отказываются подчиняться распоряжениям командира экипажа.
До завершения полета за нарушителем порядка будет наблюдать экипаж. По прилету его выведут из самолета сотрудники правоохранительных органов.
Какая ответственность грозит авиадебоширам. Действия авиадебоширов могут квалифицировать по целому ряду статей Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, за невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна предусмотрены штрафы или административный арест до 15 суток, а за хулиганство на транспорте общего пользования – до пяти лет лишения свободы (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте), ст. 213 УК РФ (хулиганство) и 267.1 УК РФ (действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств) и т. д.).
Также авиакомпании могут составлять «черные списки» нарушителей. Пассажирам из этого списка могут отказать в воздушной перевозке (cт. 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком).