«КЦСОН Курортного района» информирует

В целях правового просвещения населения и профилактики правонарушений СПб ГБУ СОН «КЦСОН Курортного района» информирует:

  1. Предусмотрена ли законодательством Российской Федерации защита несовершеннолетних от воздействия рекламы?

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту материнства и детства.

Особой правовой защитой при производстве, размещении и распространении рекламы пользуются несовершеннолетние.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

При современном уровне развития системы информационных коммуникаций, широком внедрении электронных средств массовой информации государство и общество уделяют большое внимание содержанию информации, адресованной несовершеннолетним. В особенности это относится к общедоступной рекламной информации.

В этих целях Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон) устанавливает нормы, направленные на защиту несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта.

Так, в пункте 8 статьи 6 Закона запрещается в рекламе формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Данное требование направлено на защиту несовершеннолетних от негативного воздействия, которое может оказать реклама на их психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Ответственность за нарушение требований статьи 6 Закона несет рекламодатель.

Кроме того, частью 10 статьи 5 Закона в целях защиты несовершеннолетних, не допускается размещение рекламы в учебниках для начального и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках.

В главу 2 указанного Закона «Особенности отдельных способов распространения рекламы» включены ограничения, содержание которых связано с защитой несовершеннолетних.

В частности, статьей 14 ограничивается распространение рекламы в детских и образовательных передачах на телевидении. В таких передачах распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и непосредственно перед ее окончанием, при этом в зависимости от длительности передачи установлена максимальная продолжительность трансляции рекламы в начале и в конце передачи. Аналогичные нормы содержатся в статье 15, регулирующей рекламу в радиопрограммах и радиопередачах.

В главе 3 Закона «Особенности рекламы отдельных видов товаров» содержатся положения, направленные на защиту несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы.

Так, в статьях 21-23 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе алкогольной продукции; пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Реклама алкогольной продукции не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио- и телепередачах, аудио- и видеопродукции, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей и т.п. не должна размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, при кино- и видеообслуживании, в детских, образовательных организациях и на расстоянии ближе, чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В статье 24 Закона содержится запрет на обращение к несовершеннолетним в рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, включая медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

 

  1. Какая информация, причиняющая вред здоровью и развитию, запрещена для распространения среди детей?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие является целью государственной политики.
За нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда юридические лица, должностные лица, и граждане несут установленную законом ответственность.

Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» разграничивает информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, на информацию, которая запрещена для распространения среди детей и информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера;

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

За нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей. При этом для граждан, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц дополнительно может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следует учитывать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена значительно более строгая ответственность за отдельные виды правонарушений в этой сфере.

Так, за изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов (ст. 6.20 КоАП РФ) предусмотрен штраф до 5 миллионов рублей с дополнительными санкциями.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на граждан в размере до 5 тысяч рублей; на должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц – от 800 тысяч до миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные с применением средств массовой информации, сети «Интернет» влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; на должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей; на юридических лиц – одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

  1. С какого возраста несовершеннолетние могут находиться в общественных местах в дневное время без сопровождения взрослых?

Действующим законодательством Российской Федерации не регламентирован возраст несовершеннолетнего при достижении, которого возможно находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию; меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14 «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних в Санкт-Петербурге и внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее  – Закон Санкт-Петербурга от 19.02.2014 № 48-14) места, в которых нахождение несовершеннолетних ограничивается, – общественные места, в которых нахождение несовершеннолетних в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, не допускается; ночное время – время с 22.00 до 06.00 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23.00 до 06.00 часов в период
с 1 июня по 31 августа включительно.

На основании вышеизложенного, статьей 8-2 Закона Санкт-Петербурга
от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена административная ответственность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нахождения несовершеннолетнего в местах, в которых нахождение несовершеннолетних запрещается или ограничивается.

Таким образом, законодательством не регламентирован возраст несовершеннолетнего, при котором он может находиться в дневное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Тем не менее, родителям необходимо помнить, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

 

  1. Какая предусмотрена ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей?

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за неуплату без уважительных причин средств на содержание несовершеннолетних детей.

За неуплату без уважительных причин алиментов на содержание детей в течение 2-х и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде обязательных работ на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, а для лиц, в отношении которых не могут применяться названные виды наказания – штраф в размере 20 тыс. руб.

Протоколы о привлечении к административной ответственности составляют должностные лица ФССП России.

Также Федеральным законом от 30.10.2017 № 309-ФЗ внесены изменения в статьи 27.2 и 27.3 КоАП РФ. С 10.11.2017, при выявлении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», должностные лица ФССП России будут осуществлять административное задержание и доставление в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, связанных с неуплатой алиментов.

За неуплату алиментов без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса РФ) если это деяние совершено неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию.

За совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст. 157 УК РФ, уголовным законом предусмотрено наказание в виде исправительных либо принудительных работ на срок до 1 года, либо ареста на срок до 3-х месяцев, либо лишения свободы на срок до 1 года.

Дознание по уголовным делам о неуплате алиментов производят дознаватели органов ФССП России.

С жалобами на неуплату алиментов следует обращаться в органы ФССП России либо в органы прокуратуры.

 

  1. Несут ли ответственность родители за вред, причиненный действиями детей в возрасте от 14 до 18 лет?

Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 1074 ч. 2 ГК РФ) установлено, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за вред, причиненный их действиями, несут ответственность на общих основаниях.

Если преступлением, совершенным несовершеннолетним в названном возрасте, причинен материальный ущерб или моральный вред, потерпевший вправе предъявить гражданский иск непосредственно к несовершеннолетнему подсудимому (обвиняемому).

Если несовершеннолетний подсудимый не имеет доходов или имущества, достаточных для возмещения вреда, то ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями, несут родители, усыновители или попечители, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Родители (усыновители), попечители возмещают ущерб полностью или в недостающей части, в связи с чем потерпевший вправе предъявить гражданский иск в рамках уголовного дела не только к виновному несовершеннолетнему лицу, но и к его родителям или попечителям.

Обязанность названных лиц по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

 

  1. Какую несут ответственность родители за нарушение прав детей?

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Семейным кодексом РФ установлено, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом их основной заботы. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч.1 ст. 5.35) предусмотрена ответственность родителей (законных представителей) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей, влекущая за собой применение мер административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Статьей 125 Уголовного кодекса РФ предусмотрено лишение свободы на срок до одного года за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. В частности, падение детей из окон жилых домов в связи с отсутствием должного контроля со стороны родителей может повлечь уголовную ответственность по указанной статье Уголовного кодекса РФ.

В случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе по уплате алиментов; злоупотребления родительскими правами; жестокого обращения с детьми, в том числе осуществления физического или психического насилия над ними, покушения на их половую неприкосновенность; наличия болезни хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершения умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи, родители или один из них могут быть лишены родительских прав.

 

  1. Кто несет ответственность за жестокое обращение с детьми?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с детьми установлена уголовная ответственность (ст. 156 Уголовного кодекса РФ) и несут ее родители и лица, на которых возложены обязанности по воспитанию, в том числе педагоги и другие работники образовательной, медицинской организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, осуществляющей надзор за ними.

Под неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего понимается систематическое, осуществляемое в течение продолжительного времени бездействие, выражающееся в игнорировании всех либо большинства обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, уклонении от выполнения этих обязанностей, непроявлении внимания к физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего, безразличное, пренебрежительное отношение к его потребностям, интересам, здоровью, безопасности, учебе, досугу, занятиям, времяпрепровождению.

Жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетнего, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, безнравственном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей).

Судебная практика свидетельствует о том, что наиболее часто результатом жестокого обращения с детьми является причинение им телесных повреждений.

Максимальное наказание за такие деяния предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

 

  1. Имеет ли ребенок право на общение с родителями и другими родственниками при раздельном проживании или расторжении брака между родителями?

В соответствии со ст. 55 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей, в т.ч. в разных государствах, ребенок имеет право на общение с каждым из них.

За нарушение прав ребенка на общение с родителями установлена административная ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних (ч. 2 и 3 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Данное нарушение может выражаться в лишении ребенка права на общение с родителями или близкими родственниками: если такое общение не противоречит его интересам; в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли; в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей;
в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав и в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.

Максимальное наказание за данное нарушение установлено в виде штрафа в размере 3 тыс. руб., а за повторное нарушение в виде ареста на срок до пяти суток.

Полномочиями по возбуждению дел о названных административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел, а также службы судебных приставов-исполнителей.

 

  1. Какие есть пределы ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции?

Пунктом 11 части 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

В целях реализации запрета на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавцы), получили право требовать у розничного покупателя алкогольной продукции документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. При этом правильность возникших сомнений, видимо, предполагается и не требует какого-либо обоснования со стороны продавца.

Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Частью 2.1. статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 30000 до 50000 руб., на должностных лиц – от 100000 до 200000 руб., на юридических  – 300000 до 500000 руб.

Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции установлена статьи 151.1 Уголовного кодекса РФ и наступает в случае, если ранее лицо было привлечено за это к административной ответственности. Максимальное наказание за данное преступление предусмотрено в виде исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Лицо считается подвергнутым административному наказанию, если со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания не прошел 1 год.

 

  1. Какая предусмотрена ответственность за продажу несовершеннолетним табачной продукции?

В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Для лиц, нарушивших установленный запрет, законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Статьей 14.53 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение «запретов» в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.

Так несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 3000 тысяч рублей; на должностных лиц – от 5000 тысяч до 10000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 30000 тысяч до 50000 тысяч рублей. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 тысяч до 4000 тысяч рублей; на должностных лиц – от 7000 тысяч до 12000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 40000 тысяч до 60000 тысяч рублей.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 тысяч до 5000 тысяч рублей; на должностных лиц – от 30000 до 50000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100000 тысяч до 150000 тысяч рублей.