Павловопосадские и оренбургские платки

Павловопосадские и оренбургские платки

zxcПлаток – уникальная, неотъемлемая и яркая часть русского традиционного костюма. Именно платок сохраняет древнее мистическое отношение к полотну, переплетение продольных и поперечных нитей которого с давних времен воспринимается как защитный орнамент, как оберег от сглаза и злых сил.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.

Павловопосадский платок

Небольшой старинный русский город – Павловский Посад, стоящий на берегах реки Клязьмы неподалеку от Москвы, знаменит своими удивительно красочными, поражающими воображение платками. Легкие, женственные, насыщенные яркими цветами и положительными эмоциями – эти произведения текстильного искусства и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности. Полушерстяные и шерстяные шали согревают в прохладные зимние вечера, а шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

dfgПавловский Посад издавна считался центром талантливых и искусных ремесленников, в особенности текстильного мастерства. Именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии павловопосадские шали уже имели широкую известность благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей. В XVIII–XIX веках ремесло стремительно набирало обороты, платки стали изготавливаться из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Причудливые орнаменты на платках возникали из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи. Традиционные посадские платки имели одну особенность – необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигалось непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.

Сегодня один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Долгое время фонами для павловопосадских платков служили три цвета – черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные – розовый, зеленый и голубой – появились уже в нынешние дни.

Главные «герои» многих композиций – цветы. Редкий платок обходится без розы – королевы цветов. Для всех поколений художников Павловского Посада умение написать розу так, чтобы предмет женской одежды превращался в произведение искусства, всегда было своего рода свидетельством мастерства, «фирменным знаком». Очень часто на платках можно увидеть георгины. Интересно, что они могут быть любых расцветок, даже таких, каких нет в природе.

Весь платок смотрится как красочный букет, при этом композиции всегда строятся симметрично. Им присущ особый ритм, даже музыкальность – как будто народные напевы оживают и становятся зримыми.

Оренбургский платок

Знаменитые оренбургские пуховые платки и шали являются одним из популярных во всем мире русских промыслов. Создаются эти воздушные шедевры из нити, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы вяжут полупрозрачное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

juiДревний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз скакали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их от зимней стужи пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных коз, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок.

Толщина пуха оренбургских коз составляет 16-18 микрон, это самый тонкий пух в мире. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать необыкновенно легкие и в тоже время очень теплые изделия. Считается, что причина уникальности оренбургских коз кроется в местном климате, а также особом питании. Для того, чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.

Иностранные компании издавна пытались наладить уникальное производство в Европе и даже в Южной Америке, но увезенные за тысячи километров оренбургские козы теряли на чужбине свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от обычного.

Источник: http://spbdn.ru/remjosla-i-promysly/pavlovoposadskie-i-orenburgskie-platki/

 

 

С уважением,

Муниципальный Совет

и Местная администрация

ВМО поселок Репино