ЭКСТРЕМИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

hhhЭКСТРЕМИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Сегодня всемирная сеть Интернет является неотъемлемой частью жизни большинства людей (в большей степени молодежи), став, наряду со многими другими возможностями, площадкой для обсуждения различных социальных проблем, а также способом для выражения своих чувств, мыслей и суждений.

Основной контингент интернет-пользователей – это представители молодежной среды. Молодые люди – активные пользователи глобальной сети, получающие львиную долю информации именно из Интернет-пространства, которое является идеальным полем деятельности террористических организаций, так как современное общество – это общество информационное. Всемирная Сеть привлекает возможностью свободного доступа, огромной аудиторией, быстрой передачей информации, отсутствием цензуры и других форм государственного контроля, а также анонимностью.

Существуют различные способы распространения идеологии терроризма: семинары по вербовке лиц, печатные брошюры, книги, статьи и т.д. В их число на сегодняшний день входят и социальные сети, роль которых принимает все большее значение в жизни человека. Используя социальную сеть, можно с лёгкостью общаться с людьми на другой половине земного шара, быстро узнать необходимую информацию.

Также несложно найти интересующего человека, причем это займет считанные секунды, так как довольно часто социальные сети (например, Одноклассники, ВКонтакте, Facebook, LinkedIn, Мой мир, Google+, Instagram, Twitter) в качестве регистрации предлагают людям указывать о себе многое: размещать фотографии и видео, указывать интересы, излюбленные места посещения, информацию о работе, об образовании, делиться личными мыслями, участвовать в опросах, по которым можно определить отношение человека к той или иной проблеме, и другое. По таким данным можно легко воссоздать полный (в том числе и психологический) портрет конкретного пользователя, а кроме того, подбирать потенциальную аудиторию вербовщикам террористических организаций. Особенно легко влиянию террористической идеологии поддаются люди, испытывающие разноплановые социальные противоречия современного мира, «поскольку она [идеология] содержит и решительное “осуждение” и “разоблачение” действительных или мнимых виновников социальных потрясений и одновременно предлагает жесткие, “простые и надежные” пути восстановления “справедливости”».

Помимо веб-страниц, признанных террористическими, есть такие, которые частично связаны с идеологией терроризма, но не показывают своей принадлежности к терроризму напрямую. Это могут быть сообщества с цитатами, в которых можно рассмотреть призывы к борьбе против «захватчиков», призывами придерживаться определенных направлений.

Террористические организации стремятся использовать любые коммуникационные возможности для устрашения общества, распространения информации, пропаганды своих идей, привлечения новых сторонников. В сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не аффилированных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Многие сайты специально постоянно меняют свои адреса, а в структуры экстремистских и террористических объединений все чаще входят специалисты, как правило, из числа молодых программистов, владеющих навыками хакерства.

Социальные сети сегодня превратились в мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, способный эффективно влиять на общественное мнение как в России, так и за рубежом. Они предоставляют молодежным экстремистским объединениям новые возможности по обеспечению формирования автономных ячеек. Для управления большими массами людей с помощью масс-медиа главным образом эксплуатируется страх, чтобы мифологизировать угрозу экстремизма в общественном сознании. Систематическое насаждение в массовом сознании представления о наличии угрозы терроризма превращает его в символ, захватывающий образ, создавая в обществе впечатление о всесильности террора.

Пропаганда терроризма в социальных сетях, помимо особенностей изложенных выше, имеет свою специфику, ввиду того, что в социальных сетях часто указывается личная информация, возможно целенаправленное распространение материалов, реклама групп, например, для определенной возрастной группы пользователей для оказания максимального на них влияния. Для религиозного экстремизма в качестве примера можно рассмотреть возрастной состав любой группы, пропагандирующей религиозный фундаментализм. Средний возраст подписчиков невысок, более половины составляет молодежь до 18 лет, что и представляет благодатную почву для продвижения идей религиозного экстремизма из-за внушаемости данной группы лиц.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Анализ данных за последние пять лет показывает, что возраст четырех из пяти лиц, преступная деятельность которых пресечена, составляет не более 30 лет.

В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско- националистической направленности в основном являются молодые люди в возрасте до 30 лет и нередко, в том числе, несовершеннолетние лица 14-18 лет.

Субъектами преступлений выступают в основном лица мужского пола, однако членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми иногда являются и девушки. Отмечено, что и основу рядового состава бандформирований для осуществления террористических актов и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

В отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, такой: для преодоления всех политических и экономических проблем в стране необходимо создание «национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Причем идея так называемого «чистого государства» присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам, призывающим, в свою очередь, к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную, в данном случае, против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной для молодых людей в силу простоты и однозначности своих постулатов, обещаний возможности незамедлительно, сей же час увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Необходимость личного участия в сложном и кропотливом процессе экономического, политического и социального развития подменяется примитивными призывами к полному разрушению существующих устоев и замены их утопическими проектами.

Также хотелось бы отметить, что в социальных сетях экстремизм приобретает в основном четыре формы, а именно:

  1. Открытые призывы. Причем они необязательно могут быть направлены против безопасности этнических или религиозных меньшинств. В социальных сетях экстремизм присутствует даже со спортивным характером, прикрытый многолетним противоборством фан-клубов.
  2. Высказывания, унижающие людей по политическому, этнонациональному, религиозному или даже культурному признаку (перечислены в соответствии с частотой появления в социальных сетях).
  3. Пропаганда экстремистской символики (включая нацистскую). Это могут быть картинки, песни, видеоролики, а также распространение сувенирной продукции.
  4. Попытки обоснования расового, этнического или религиозного превосходства, сопровождаемые оправданиями преследования или уничтожения меньшинств.

 

Автор: Малакаев О.С., DOI: 10.24411/2071-7830-2018-10027 (издержки из статьи)

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-v-sotsialnyh-setyah

 

С уважением,

Муниципальный Совет

и Местная администрация

ВМО поселок Репино