ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
«Отличие кражи от находки»
В соответствии с примечанием к ст.158 УК РФ под хищением УК РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.
Однако, зачастую возникает необходимость разграничения присвоения найденной бесхозной вещи и хищения имущества, принадлежащего другому лицу.
Статья 158 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за кражу, то есть тайное хищение чужого имущества. Как тайное хищение чужого имущества (кража) следует квалифицировать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсутствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, исходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества.
В силу ст. 209 ГК РФ, право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжение своим имуществом.
Согласно ст.227 ГК РФ лицо, нашедшее потерянную вещь, обязано немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.
Таким образом, вещь, оставленная без присмотра, продолжает принадлежать её собственнику. К примеру, пассажир такси, оставивший телефон на сидении автомобиля, либо покупатель, оставивший своё имущество на прилавке магазина, продолжают оставаться собственниками данных вещей, завладение указанными вещами с корыстной целью является хищением.
У потерянной вещи следует выделить два юридически значимых признака: во-первых, указанная вещь находится в месте, неизвестном для собственника, во-вторых, у данный вещи нет идентификационных признаков. Так, потерянный в лесу нож для нашедшего является находкой, а оставленный на прилавке магазина телефон – нет.
Таким образом, в силу ст. 227 ГК РФ лицо, нашедшее вещь обязано предпринять все возможные действия для возврата найденного имущества.