Управление Росреестра по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию «Осуществление государственного земельного надзора».
Приводим некоторые ответы на поступившие вопросы.
Вопрос: Каковы особенности осуществления Росреестром государственного земельного надзора в 2020 году?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», установлен особый порядок проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
С 14.04.2020 запрещается назначать внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов за исключением проверок:
- основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
- проводимых на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием конкретного хозяйствующего субъекта, требования прокурора о проведении внеплановой проверки;
- результатом которых является выдача лицензий и иных разрешительных документов;
- назначенных в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии или иного разрешительного документа.
В 2020 году плановые проверки могут быть проведены лишь в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, деятельность и (или) используемые объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо отнесены к 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, 1 классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 и подпунктом «б» пункта 2 постановления № 438 в 2020 году при осуществлении Росреестром государственного контроля (надзора) не могут проводиться плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Дела об административных правонарушениях Управлением Росреестра могут возбуждаться при наличии поводов для возбуждения дела об административном правонарушении, указанных в статье 28.1 КоАП.
На основании поступивших обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляет Росреестр, может быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
При рассмотрении обращений, содержащих доводы о нарушениях требований земельного законодательства, в установленном порядке могут быть проведены административные обследования объектов земельных отношений.
В случае выявления в результате проведения административного обследования земельных участков достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, Управление Росреестра вправе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП возбудить дело об административном правонарушении.
Вопрос: В связи с наступлением пожароопасного периода многие граждане допускают неосторожное обращение с огнем. Мало кто знает об административной ответственности за нарушение противопожарных правил. Какие меры воздействия могут быть применены к гражданам за нарушение пожарной безопасности?
Ответ: Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает наказания, которые могут быть наложены на граждан и юридических лиц в случае нарушения требований пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вопрос: В последнее время во многих районах города участились случаи размещения торговых павильонов на государственной земле. Какая ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка?
Ответ: Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа:
в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка,
- на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;
в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка:
- на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.