МОШЕННИЧЕСТВА, а так же ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ, СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ, IT-ТЕХНОЛОГИЙ

МОШЕННИЧЕСТВА, а так же  ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СЕТИ ИНТЕРНЕТ, СРЕДСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ, IT-ТЕХНОЛОГИЙ

(профилактические разъяснения сотрудников 81 отделения полиции ОМВД России по Курортному району г.Санкт-Петербурга жителям)

 

                         Звонки от специальных служб и банков

В современной России различные факты мошенничества стали самым распространенным видом преступлений совершаемых в отношении граждан. Преступники поняли, что для получения выгоды и незаконного обогащения не обязательно использовать физический контакт и силу. Для этого им вполне достаточно и безопасно прибегнуть к использованию дистанционного способа с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

В 81 отделении полиции ОМВД России по Курортному району г.Санкт-Петербурга на регулярной основе регистрируются заявления граждан, которые стали жертвами кибер-мошенников. Так, к примеру, 18 марта 2020 года в дежурную часть поступило заявление от 34-летней жительницы г.Зеленогорска, в котором она сообщила о краже денежных средств с банковских карт ПАО «Сбербанк России» и ПАО «ВТБ» на общую сумму более 100000 рублей, совершенные путем обмана или злоупотребления доверием. На телефон потерпевшей поступил звонок от неизвестного мужчины, который представился сотрудником службы безопасности банка и сообщил, что якобы в отношении ее банковского счета неизвестными производятся мошеннические действия и операции по снятию ее денежных средств, а для предотвращения операции ему срочно необходимо получить данные реквизитов ее банковских карт. Потерпевшая, поверив злоумышленнику, назвала ему номера своих банковских карт и код, записанный на обороте карты, после чего с них былоосуществлено списание всех имевшихся на счетах денежных средств. Как удалось установить, денежные средства были переведены мошенниками он-лайн на электронный кошелек интернет сервиса «Киви».

Основной проблемой, связанной с раскрытием преступлений данной категории, является то, что лица, звонящие на телефоны потерпевших, как правило находятся на территории других регионов Российской Федерации, либо в местах лишения свободы. В связи с имеющимися конституционными ограничениями по доступу к банковской тайне и тайне телефонных переговоров, процесс получения данной информации законодательным путем, может затянутся на неопределенно длительный срок. Кроме того, мобильные номера, используемые мошенниками, зарегистрированы на паспортные данные граждан, не имеющих отношения к совершаемым преступлениям, либо приобретены без предоставления документов, а также оформлены на несуществующие данные. Помимо прочего,для звонков мошенниками потерпевшим активно используются виртуальные интернет номера,  так называемой SIP-телефонии.

В повседневной жизни мы часто встречаемся с абонентскими номерами, которые начинаются на «8-800-…». Эти номера – наиболее яркие представители SIP-телефонии. От привычной сотовой связи она отличается тем, что не требуют от стороны наличия сотового аппарата.Абонентский номер, который использует мошенник не имеет физического носителя (Sim-карты), при этом, для звонящего каких-либо видимых изменений не происходит. Виртуальные номера могут иметь любой вид, как привычный нам 8(800) 000-00-00, так и 8(499)000-00-00, 8(479)20-00-00, 900 и др., не является исключением и вид всех известных абонентских операторов сотовой связи. Таким образом, у клиента на экране высвечивается знакомый номер банка, что психологически не вызывает у него каких-либо подозрений.

Мошенники обычно хорошо знакомы с психологией: говорят быстро и уверенно, используют профессиональные, заученные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. В разговоре торопят потерпевшего, давят на него. Звонки чаще всего поступают в неудобное время: утренние и ночные часы, когда человек спит и не может должным образом сориентироваться. Личные данные клиентов банка – имя, отчество как и социальный портрет, в целом, мошенники могут получить заранее, из открытых источников, например, из социальных сетей. Данная информация позволяет вызвать доверие к ним и сделать так, чтобы «клиент» потерял бдительность.

При поступлении подобных звонков сотрудники полиции рекомендуют не поддаваться панике и не спешить. Банк действительно может приостановить подозрительную операцию, но делает это на срок до двух дней, в связи с чем, есть достаточное время  на то, чтобы все самостоятельно выяснить, помните, запугивать и торопить клиентов банк не будет. Сотрудники банка ни при каких обстоятельствах не будут выяснять конфиденциальную информацию, личные данные, коды и пароли. Единственное, что могут спросить у своих клиентов специалисты банка по телефону – это «кодовое слово». Но это произойдет только тогда, когда клиент сам звонит в банк по официальному номеру, а не наоборот. При поступлении подобного звонка стоит прервать разговор исамостоятельно обратиться в отделение банка или набрать в тональном режиме официальный номер банка, чтобы уточнить необходимую информацию.

 

Мошенничества, связанные с распространением коронавируса

 

Современную обстановку, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) не обошли стороной и мошенники. Постановлением Правительства г.Санкт-Петербурга на время пандемии приостановлена деятельность ряда организаций: банков, почтовых отделений, а также внесены изменения в области кредитования и др.Многих сотрудников перевели на дистанционный режим работы, к которой они приступают находясь у себя дома. Мошенники пользуются незнанием изменений в законодательстве, касаемыхдеятельности государственных и коммерческих организаций в таких условиях ирастерянностью людей перед заболеванием.

Злоумышленники звонят гражданам, обещают им отсрочки по кредитам, различные компенсации, помощь со стороны гос. органов и волонтеров, осуществляют звонки от имени врачей, предлагаяпровести диагностику по выявлению коронавируса по телефону, приобрести медицинские препараты. Также известны случаи звонков мошенников, представляющихся сотрудниками «Роспотребнадзора», которые запугивают граждан тем, что они могли иметь контакт с заболевшим во время поездки в общественном транспорте, после чего предлагают сдать платный тест в домашних условиях и провести дезинфекцию. Под этими и другими предлогами мошенники пытаются узнать данные банковской карты, пароль из СМС или осуществить платеж на некий счет, особенно подвержены такому влиянию пожилые люди.

В г.Зеленогорске пока не было зарегистрировано ни одного подобного случая, но сотрудники полиции просят быть бдительными и не передавать никому свои персональные данные, информацию по банковской карте, коды из смс-сообщений.

 

Мошенничества по интернету

 

В последние годы число тех, кто делает покупки через интернет, постоянно увеличивается. Не является исключением и покупка на сайтах различных вещей, авиабилетов и бронирование отелей.

07 апреля 2020 года в 81 отделении полиции зарегистрировано заявление 70-летней жительницы пос. Репино, которая нашла в интернете сайт по продажам спортивного инвентаря, после чего, предварительно созвонившись по телефону, указанному на интернет-странице, она осуществила заказ и оплату беговой дорожки, стоимостью 40 000 рублей, путем банковского перевода. На следующий день деятельность «фейкового» интернет ресурса была прекращена.

21 марта 2020 года в 81 отделение полиции поступило заявление от 50-летней жительницы г.Зеленогорска по факту кражи принадлежащих ей денежных средств,на общую сумму 40 тысяч рублей, указанные мошеннические действия были также совершены путем обмана и злоупотреблением доверия потерпевшей. Оказалось, что в интернете она наткнулась на сайт одного из Черноморских курортов Республики Крым, который содержал информацию о выгодных условиях приобретения летних путевок при бронировании номера, со скидкой в 30% от реальной стоимости. На сайте были размещены телефонные номера «администраторов отеля», связавшись с которыми, потерпевшая осуществила банковский перевод на карту злоумышленников. Как стало известно позже, отеля с таким названием на территории Республики Крым не существует, интернет-страница является фейком, контактные телефоны были отключены. Даже опыт работы потерпевшей администратором, в отеле на территории нашего района, не позволил ей заподозрить подвох.

Сотрудники полиции рекомендуют никогда не перечислять деньги, не убедившись в благонадежности контрагента. Как правило, мошенники привлекают своих жертв заниженными ценами и выгодными предложениями, после чего требуют перечисления предоплаты или полной оплаты, путем перевода денежных средств на частные банковские карты и электронные кошельки. Помните, что, перечисляя деньги незнакомым лицам посредством анонимных платежных систем, вы не имеете гарантий их возврата в случае, если сделка не состоится.

Создание мошеннического сайта – дело нескольких часов, на смену его названия, адреса и внешнего оформления требуется еще меньше времени. Как правило, обман раскрывается не сразу, некоторые узнают о том, что их обманули позже, а это дает мошенникам возможность перенести свой интернет-ресурс на новое место и продолжить свою преступную деятельность под другим названием. Немаловажную роль играют отзывы, только они должны быть размещены не только на самом сайте, а ещё и на различных форумах. У организации с хорошей репутацией есть группы и аккаунты в соцсетях, содержащие комментарии от реальных людей, а не «ботов».

 

Надеюсь данная информация будет полезной! Будьте бдительными, берегите себя и своих близких!

 

 

Начальник 81 отделения полиции

ОМВД России

по Курортному району г.СПб,

майор полиции

В.А. Гудков